Духовное наследие земли Яранской

Воскресенье, 16.12.2018, 12:12

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Февраль » 4 » Человек. О жизни и смерти, любви и вере, смыслах и душе
14:33
Человек. О жизни и смерти, любви и вере, смыслах и душе
На самом деле, здесь легко вспомнить слова философа:
"чем больше я знаю, тем больше понимаю, что я ничего не знаю".


Богопознание есть познание человеком своего Творца. Богопознание — дар Божий и плод живого духовного опыта. Богопознание неразрывно связано с живым общением с Самим Богом и соединением с Ним.
Наличие живого опыта Богопознания — условие правильного Богословия. Все понятия православного Богословия неразрывно связаны с практикой Богообщения. Православные богословские понятия — не плод человеческих умствований и измышлений. Они отражают соединение человека с Богом, раскрывают действия Божественной благодати.
К богословким методам богопознания Православие относит апофатический и катафатический (апофасис - греч. отрицание; катафасис - утверждение) пути восхождения к Богу.
Апофатический путь познания Бога - путь отрицания: Бог не-видим, не-постижим, неограничен, безначален, бесконечен и т. п.. Примером апофатического метода является определение четвертого Вселенского Собора (451г.), тайны соединения божественной и человеческой природы во Христе, которые соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Катафатический путь - путь утверждений, который дерзает сказать что-либо содержательное о том, Кем является Бог. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вседержитель; Он всеблаг, всемилостив, вездесущ, всемогущ, всезнающ и т. д.


«Подлинным Богопознанием, или Богопознанием в подлинном смысле слова, может называться только сверхъестественное Богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непосредственном наитии Святого Духа. Все истины христианской веры в Священном Писании и Предании Церкви лишь приоткрываются нам, а в полноте они познаются только в опыте благодатной жизни. Святые отцы усматривают в сверхъестественном Богопознании две последовательные ступени. Первая ступень характерна для Ветхого Завета, "дохристианского" человечества. Это Откровение в некоторых внешних образах, например, такие образы, как Неопалимая Купина, лестница, которую видел в видении патриарх Иаков, и др. Эти образы имеют для человека воспитательное значение. Второй уровень сверхъестественного Богопознания возможен только в Новом Завете, только в Христианской Церкви. Это так называемое умное Откровение - Откровение без всякого внешнего образа, которое выше всякого образа и всякого слова. Это молитвенные созерцания, откровения, которые совершаются внутри человеческой души. Во время таких откровений Бог не показывается человеку как нечто внешнее, но ощущается и переживается человеком в самом себе. При этом человек видит Бога потому, что он (человек) уже в Нем и Божия сила в нем действует. Наиболее ярким примером такого Богопознания является практика исихастов.

Существует большое количество различных отраслей знания, наименование которых включают в себя слова "знание" или "ведение": языкознание, правоведение и т. д. Очевидно, что Богопознание, или Боговедение, не может быть поставлено с этими областями знания в один ряд, поскольку знать нечто в какой-либо науке, быть специалистом - это означает прежде всего владеть в совершенстве информацией по тому или другому вопросу. Однако в богословии все совсем не так. Согласно Священному Писанию, знать - значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Поэтому Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни.

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17,3). Согласно Священному Писанию, цель жизни человека и есть Богопознание, которое достигается через Богообщение. Апостол Павел (Деян. 17, 26-28) говорит, что Бог: "От одной крови ...произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем..."

Нет необходимости доказывать, что Богопознание не есть однократный акт, а процесс, причем процесс, который предполагает не только движение мысли, но прежде всего изменение образа жизни. Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественное Богопознание.

О том как соотносятся между собой естественное Богопознание и Богопознание откровенное, сверхъестественное, хорошо говорит прп. Феодор Студит (Слово умозрительное, гл. 9-10. Добротолюбие, 1992, т. 3, с. 349): "Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами... А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум... Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью".
иерей Олег Давыденков (Догматическое Богословие. Курс лекций)
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Новости. | Просмотров: 761 | Добавил: yar1591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Новости. [12]
Информация.

Поиск

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 73

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0