Духовное наследие земли Яранской

Вторник, 07.05.2024, 00:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОМОНАХА МАТФЕЯ, ЯРАНСКОГО ЧУДОТВОРЦА.

 

Из собора крестный ход направился на городское кладбище. Здесь, в кладбищенской Вознесенской церкви, в канун Вознесения Господня, была совершена последняя панихида. Затем гроб с телом о. Матфея при печальном похоронном перезвоне и умилительном пении перенесли к могиле, вырытой в 50 м юго-восточнее церкви. Перед погребением протоиерей о. Федор Иванов произнес прочувственное, исполненное глубокой печали слово, в котором раскрыл великое духовное значение старца Матфея для Православной Церкви и Православного народа. По завершении заупокойной литии гроб с телом великого молитвенника земли Вятской был опущен в могилу.

                  Предчувствуя грядущую кончину, отец Матфей завещал близким ему людям, чтобы на его надгробии начертали: «Здесь похоронен Матфей-кочегар». Такими словами отец Матфей xотел указать, какую именно Бог даровал ему   благодать и служение: возжигать души людей верой в Бога, возжигать ревностью в исполнении заповедей Божииx. Только отец Матфей xотел обозначить, назвать эту благодать с присущим ему смирением, назвав себя в своём пламенном служении Богу и людям всего лишь: «Кочегар».  Сей завет преподобного был тоже исполнен.

               Отец Матфей предсказывал: «Ко мне тропа не зарастет». Этим он говорил о большой дуxовной, молитвенной, чудодейственной работе, которую он будет совершать и после своей смерти. Благодаря которой люди будут всегда xодить на его могилку, чувствуя его живую, скорую, чудодейственную  помощь.

         Сразу после кончины праведника на еще свежей могиле его начались многочисленные исцеления. Особенно сильной была помощь о. Матфея в годы Великой Отечественной войны. К месту упокоения народного заступника шли солдатки, чьи мужья сражались на фронте, безутешные вдовы, родители, у которых дети сгинули в тюрьмах и лагерях, раненые и больные, верующие и неверующие – словом, все кто нуждался в утешении и исцелении от духовных и телесных недугов. Святой Матфей помогал всем: слепых делал зрячими, больных и раненых исцелял, а тех, кого терзали горести, печали и сомнения, напасти и лишения, и иные душевные и житейские муки, - успокаивал, вселял в их сердца благодатный мир, тишину, надежду и веру в Бога.

          Очевидно, именно тогда завершается оформление в народной среде почитания о. Матфея, который признается верующими как «местночтимый святой». В. Низов, кандидат исторических наук. Светильник веры. Вятский еженедельник «Выбор» № 46 (143) декабрь 1993 г., с. 8.

 

Видя такое все возрастающее благоговейное отношение верующих к могиле иеромонаха Матфея, православная община Успенского собора города Яранска решила поставить над могилой часовенку с иконостасом и надгробием, которая вскоре и была воздвигнута. Тогда же было определено ежегодно в день успения преподобного – 16 (29) мая – проводить у могилы торжественное моление. Общее наблюдение за состоянием могилы поручалось священнику кладбищенской Вознесенской церкви Николаю Петровичу Кедрову.

         Весной 1936 г. в Яранск прибыл новый епископ Вячеслав Феофанович Шкурко, который приложил немало сил для увековечения памяти вятского подвижника. По его велению могила старца была благоустроена, а в часовенке появилась неугасимая лампада, наблюдение за которой было возложено на кладбищенского сторожа Пелагею Ильиничну Лыкову. В двунадесятые христианские праздники у могилы дежурила Акулина Ивановна Волжанина, собиравшая попутно пожертвования на елей. Староста кладбищенской церкви продавал возле могилы крестики. Архиерей благословил кладбищенских священников Кедрова и Хмелькова проводить   у могилы заказные панихиды. Сам владыка, посещая кладбищенскую церковь, вначале шел к могиле о. Матфея и молился, и только после этого проходил в храм.

            По воспоминаниям современников, в 30-е годы могила старца постоянно была осыпана множеством живых цветов и обставлена образами. Верующие продолжали брать с могилы землю и траву, чтобы использовать их в лечебных целях, вследствие чего могильный холмик систематически обновлялся. По благословению владыки были размножены фотографии о. Матфея, которые распространялись среди верующих. Вероятно, тогда же была составлена первая редакция «Жизнеописания отца Матфея», разошедшаяся во множестве рукописных списков. К сожалению, недолгим было архипастырское служение в Яранской епархии святителя Вячеслава. В 1937 г. он был арестован и сгинул в застенках ГУЛАГа. 

         Как при жизни, так и после  своей смерти не оставил о. Матфей своих чад духовных. К нему никогда не зарастала тропа.   Даже в дни гонений на Церковь Святую люди шли по ночам. Крадучись, приходили на могилку и молились Господу, прося о. Матфея, как живого, походатайствовать за них. И никогда не уходили неутешны.

         У рабы Божией Александры была дочь, вся голова которой внезапно покрылась незаживающими язвами. Волосы в некоторых местах снимались вместе с кожей. На лечение в больнице было израсходовано много средств и времени, а пользы не только не было, но болезнь прогрессировала. И тут любящая мать решила использовать последнее средство. Идет на могилу о. Матфея, с молитвой берет песочку, приносит домой, кладет его в воду и заставляет свою дочь мыть голову. И через несколько дней болезнь проходит.

         Поздним вечером во время Успенского поста к воротам кладбища подошла телега. На самотканых половиках лежал мальчик лет 10-12. Возле него сидели бабушка и средних лет женщина, по всей вероятности, мать. Возница и эта женщина переносят мальчика к могиле о. Матфея и уезжают по своей надобности. Возле калеки остается старушка, сопровождавшая его. От горя и житейской тяжести бабушка начала горячо молиться. Устав от молитвы, и видя, что мальчик все лежит, а ноги не двигаются, она в сердцах сказала: «Господи, или вылечи, или возьми к Себе, о. Матфей, помоги».

         И вдруг ребенок встал и пошел. Это было явное чудо. Ведь дитя не могло ходить в течение трех лет.

         О. Матфей некоторым являлся и видимым образом.

         Это случилось во время Великой Отечественной войны. Одна семья осталась без средств к существованию. И отчаявшаяся мать, на руках которой было несколько детей, придя на могилку благодатного старца, стала слезно молиться, говоря: «О. Матфей, помоги! Умираем с голоду, сама и дети мои. Спаси от смерти». После напряженной молитвы она как бы впала в забытье, но видит, как между деревьев идет старец, а за плечами у него большой рюкзак. Подошел к ней, отдал ей поклажу и говорит: «Питайся сама и питай деток».   А когда пришла в себя, то, сколько его ни искала, старца не было. Только после войны, увидев фотографию отца Матфея, она признала на ней того старца, что спас от голода.

         В годы застоя, в дни памяти старца, на кладбище не пускали, плотным оцеплением стояла милиция. Но все безрезультатно: за несколько дней до торжеств в город все равно приезжали люди с котомками, ночевали по десять человек в доме, проникали на кладбище, кто как мог. Тогда власти порешили вскрыть захоронение, изъять мощи старца, надеясь, что к пустой могиле ходить не будут.

         Крадучись и оглядываясь, верующие сверлили бетонное покрытие, брали земельку, а на могиле оставляли цветы, немудреные кушанья, деньги, как милостыню.

         Вновь и вновь власти цементировали  проделанные в бетоне дыры, но люди заново делали их, чтобы добыть драгоценную земельку, которая помогала лучше всяких лекарств, снимала боль, исцеляла от одержимости.

         Один батюшка, приехавший почтить старца, научил людей в часовне, как пользоваться этой живоносной  земличкой. В чашу  с водой надо крестообразно насыпать песок со старческой могилки. Когда он осядет на дно, водой можно пользоваться, как святой: прикладывать к ранам, принимать во время болезни, окроплять квартиру.

                                     

         В конце 80-х годов почитание о. Матфея стало открытым. В 1991 г. на кладбище в молитвенной обстановке был совершен чин освящения часовни над его могилой. Это небольшая белая церковь, увенчанная крестом. Она символизирует образ монаха-праведника. Архитектурный облик ее прост и лаконичен, все выдержано в традиции древнерусского храмового зодчества. Снаружи у алтарного выступа растет сухое дерево. Оно мироточит, из расщелины истекает благовонная жидкость, дарующая исцеления. В часовне служатся панихиды об упокоении души Яранского старца, люди читают по нему Псалтырь, некоторые, по особому усердию, даже «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Матфею, града Яранска и Вятской земли чудотворцу», составленный в преддверии канонизации и келейно творимый уже многими верующими.

        Каждый год в часовню приходит все больше народу, все новые и новые души привлекает к себе о. Матфей, ибо его судьба поучительна для всех нас. Он укрепляет нас в стоянии за Истину Христову, которое в наше время требует не меньшего мужества, ведь, как сказал в своей проповеди один из виднейших русских пастырей, «нынешнее нечестие может превзойти 70 лет внешних гонений».

         Сегодня, когда страна Российская проходит через горнило испытаний, в выигрыше остаются все-таки «старые русские». Эти люди не поступаются христианскими и просто человеческими идеалами, живут, сохраняя достоинство, стараясь соблюдать заповеди, а если по немощи и не выдерживают этой высоты, то приносят покаяние, принимают епитимью, стараются искупить свое отступление от евангельских норм бытия молитвой, милостыней, другими добрыми делами, а главное, исправлением.

         Соблазнов много, кажется, протяни руку - и они твои, но воспользоваться этим не позволяет совесть. На внешнем плане такая позиция несет ощутимые потери, но духовно мы остаемся в выигрыше.  Ведь истинная ценность в достижении Царствия Небесного, а не в обладании неверными благами мира сего, и мудрый купец, продавший имение, чтобы купить драгоценную жемчужину, преподал нам урок на все времена (Мф. 13, 45-46).

         Своим исповедническим житием о. Матфей напоминает нам, что, несмотря на царящее вокруг беззаконие, у человека всегда остается выбор, какой путь избрать: просторный, ведущий в геенну огненную, где будет «плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 42), или узкий, ведущий в Царствие Небесное, о котором написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).

         Святые - это родники, питающие душу народную. Именно их духовным подвигом держалась вера и милосердие в годы жесточайших испытаний, их предстательством перед престолом Божиим все мы сегодня живем и дышим. Имена этих людей должны быть открыты миру, чтобы современники могли молиться к ним: в этой молитве опора нам на времена последние. Церковь земная Воинствующая сильна своим единением с небесною Торжествующею.

         Имя иеромонаха Матфея сияет светозарной звездой в ярком созвездии русских праведников, которые составляют цвет нашей Церкви. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20): и спустя восемь десятилетий молитва старца чудодейственна, небесная помощь безотказна, честные останки, покоящиеся под спудом, цельбоносны. Такие скорые помощники вначале прославляются народом.      

И до сих дней Господь по молитвам о. Матфея творит чудеса, которые ум человеческий постигнуть не может. А только вера, надежда и упование открывают неведомые тайны промысла Божия и милости, уготованные людям от сотворения мира.

         От человека Господь требует только одного – его прихода к Создателю своему с сокрушением и смиренным сердцем: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вас. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».   

                                                                                                                                            

 

Составлено по материалам

историка В. Низова г. Киров,

Проториерея отца Алексея Сухих,

Вятские Поляны,

Анны Ильинской, г. Москва,

Свидетельствам верующих.



Источник: http://Книга
Категория: Мои статьи | Добавил: yar1591 (12.02.2009) | Автор: Житие иеромонаха Матфея E W
Просмотров: 2179 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [39]
- о Св.Пр. Матфее Яранском, чудотворце, о иконопись, о пребывании в Яранске в 1601 году В. Н. Роиманова, о дате основания Яранска в 1591 году, о крестных ходах, о монастырях Яранска.
Духовная жизнь Яранска [10]
Материалы о духовной жизни Яранска.
Материалы газеты "Отечество" [0]
Архив материалов 2007-2009 гг.

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0