Духовное наследие земли Яранской

Понедельник, 06.05.2024, 22:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОМОНАХА МАТФЕЯ, ЯРАНСКОГО ЧУДОТВОРЦА.

          Многотрудная жизнь о. Матфея подходила к своему земному концу. Все чаще стали беспокоить его острые боли в желудке. Вот и ноги начали отказывать и порой лишь с огромным напряжением сил передвигался он с места на место. Тяжело больной, он продолжал принимать посетителей и его слово согревало теплотой любви каждое сердце. Сколько утешения, успокоения и отрады вливали в души скорбящих и обремененных людей его благодатные наставления, беседы и молитвы! А сам он постепенно слабел.

В эту смутную пору люди, как никогда, нуждались в духовном совете и шли к о. Матфею, как к последнему пристанищу. И если ранее старец во исполнение возложенного на себя обета вел странническую жизнь, то теперь он, отходя от подвига молчания, обратился к миру, жаждущему слова Божия, любви и веры.  С отеческой любовью принимал он тех, кого терзали горести, печали и уныние, болезни и беды, кто был подвержен сомнениям и жил вне спасительной ограды Христовой Церкви. Он верил, что все страдания мира, как бы ни были они сильны, жестоки, изощренны, не победят Божественной любви, в лучах которой исчезает всякое страдание и уныние. Его беседы, преисполненные глубокого смирения, согревали охладевшие сердца, открывали дуxовные очи, просвещали разум, призывали людей к покаянию, миру и духовному возрождению. Исполняя волю Небесного Учителя, он учил людей ежедневно, до последней минуты своей жизни, и непрестанно воздыхал за них в молитвах. Господь благоволил поставить этот горящий молитвою светильник на подсвечник, который освещал и показывал путь истинной христианской жизни. Свет его был видим людям во многих уголках Вятско-Камского края. 

 

         После закрытия монастыря в 1921 году о. Матфей переселяется в село Беляево на монастырскую пасеку. Когда власти добрались и сюда, крестьяне соседней деревни Ершово  выстроили ему на своей земле маленькую избушку.

         Уртма. Михаил Павлович Клочков рассказал два случая помощт отца Матфея,  как отец Матфей попавшую лошадь помог найти и как соxранил семью от развода.

         «Михаил Павлович, а к кому о. Матфей завещал обращаться, когда его не станет? Знаем, говорил ходить на его могилку, но может быть, и человек какой-нибудь был?».

 - «А как же, всем наказал: к Душеньке ходите. Это прозорливая монахиня Евдокия, старая дева, она жила в деревне Большая Люя Кикнурского района, близ села Потняк. Мне она приходилась свахой: старший мой брат Николай был женат на ее племяннице Ольге. К ней-то старец и благословил ходить, чтобы волю Божью испрашивать. Помню в войну она приходила к нам в Клочки. У нее был маленький домик 4 метра на 5. Народ к ней ходил, врать не буду».

         Кто с верой, кто с насмешкой xодил, но она таких чувствовала, не открывалась им. Шли както две женщины, одна с недоверием другой говорит: «Посмотрим, чего она нам наболтает». Дуся с одной побеседовала, и подошла очередь другой. Дуся села за стол, налила стакан воды и молчит. Посетительница ждет разговора, а она взяла стакан, поболтала и молча поставила. Так насмешница и ушла ни с чем.

         Мой старший брат, я уже говорил, был женат на ее племяннице. Когда Николай уходил на фронт, Дуся приехала на проводы. Много народу пошло на эту войну, а вернулось мало. Весь день она молчала, а когда он ушел, послала догнать, передать от нее привет и сказать, что он благополучно вернется.

         Коля всю войну таскал станковый пулемет – слышали, наверное, «максим», 66 кг. Мощный парень был, его так и звали: «Коля – центнер». Однажды в траншее прилегли отдохнуть, он к стенке привалился, два солдата опустили ему головы на плечи. Вдруг пулеметная очередь, этих двоих убило, а он целехонек. Один раз за всю войну был ранен в легкие. Родные еще ничего не знали, а Душенька уже сообщает: «С Колей тяжелый случай, но ничего, пройдет». Умерла вскоре после войны.  

В годы, когда на Россию, по слову пророка, сошел голод слышания слов Господних (Ам. 8,11), о. Матфей вышел на общественное служение. В Ершово он безотказно принимает всех, нужду к нему  имеющих, отпускает грехи, разрешает недоумения, исцеляет болезни, своими молитвами помогает разрешить безвыxодные житейские ситуации.

Старец на глазах слабел телом, но не духом. Дух был бодр, молитва пламенна.

         Задолго до своей кончины о. Матфей готовился предстать перед Господом с ответом о прожитой жизни, о делах, заботах и чаяниях. Духовные дети, видя, что их отец скоро отойдет в мир иной, сильно скорбели, они знали, что теряют не только великого молитвенника, ходатая перед Богом, но и – мудрого путеводителя в сей земной юдоли, наставника для достижения вечного блаженства каждой души. Они теряли духовную опору, теряли человека, который Духом Святым знал их тайная и явная, спасая от бед и несчастий, отечески наказывая, вразумляя и направляя их жизни, согласно Евангельскому учению Христа Спасителя.

         Но в то же время они были уверены, что связь о. Матфея с ними прервана не будет, что и после смерти духом своим старец будет пребывать с теми, кто будет искать его заступничества перед Богом, кто будет обращаться к нему за помощью. О. Матфей, подобно преподобному Серафиму Саровскому, часто говаривал: «Придите ко мне на могилку, - благословлял он, - излейте свое горе, расскажите, как живому, все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения». Эти слова блаженного старца многие помнили и сохраняли в своих сердцах.

         О. Матфей лежал на смертном одре. Он понимал, что скоро, очень скоро душа его оставит одряхлевшее тело.

         «Господи, прости, - слышится тихий шепот умирающего старца. – Не помяни моих грехов! Спаси и укрепи веру православную в  моих духовных чадаx. «Спаси виноград сей, его же насади Десница Твоя!»».

         Тихо сидят чуть в стороне от одра, на котором лежит их любимый старец, его верные духовные дети. У всех печаль и скорбь на сердце. Вдруг старец, словно кого-то увидев, весь собрался, левая рука быстрее стала перебирать костяшки четок, а правой он истово стал креститься, устремив взор на икону Спасителя, и четко, совершенно не старческим, дребезжащим голосом, а молодым и звонким, тихонько, но ясно и отчетливо запел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».

         Едва закончив пение, он совершил крестное знамение, и правая рука его так и осталась лежать на левом плече. Вместе с последними словами пасхального песнопения и крестного знамения улетела душа богоносного старца в небесные селения в Воскресшему от гроба Христу Жизнодавцу, туда, куда стремилась всегда, будучи в гостях, на земле, находясь в бренном теле. Это произошло 29 мая 1927 года, в среду, в день отдания праздника Пасхи Христовой.

         Скорбная весть очень скоро облетела близлежащие города и веси. И вот со всех концов Вятской губернии пошел народ, чтобы поклониться своему любимому батюшке, отдать ему последнее целование. Из губерний: Нижегородской, Костромской, Пермской, из Удмуртии и Татарии - пошли ходоки для прощания.

         Незадолго до кончины духовные дети спросили старца: «Отче, а где тебя схоронить: в с. Беляево или в городе Яранске, везти на лошадке или нести на руках, как благословишь?» О. Матфей, чуть задумавшись, ответил кратко: «Не беспокойтесь об этом, как да на чем везти. Я ногами уйду в Яранск. Схороните меня в ограде благотворителей купцов Беляевых. Много, ох много они потрудились для спасения своих душ: много сделали для Церкви Святой и для народа Божия. Там положите мое тело, а на кресте подпишите, что здесь похоронен Матфей-кочегар».

         Многих удивили слова старца, но они были твердо уверены и убеждены, что, как он сказал, так и будет, все исполнится в точности.

         А люди все прибывали и прибывали в деревню. И было их так много, что скоро все дома были заняты постояльцами, а многие на ночь оставались под открытым небом.

Все скорбели душой и плакали, вознося свои молитвы об упокоении души в селениях праведных любимого своего батюшки, верного воина Христова. Беспрестанно совершались панихиды. Но вот настал горестный час, когда замолкли заключительные слова заупокойного песнопения в доме, где жил Христовый подвижник. И из кикнурской деревни Ершово двинулась скорбная, многолюдная процессия к месту вечного упокоения в г. Яранск.

К.Д. Бакшаев перечислил имена этих деревень, которые они в детстве читали, как считалочку, так складно ложатся старинные русские названия: «Власавино, Копырино, Кламбище, Кисели, Шустино, Шубково, Сидоренки, Митюши. Дальше не знаю, но наверняка, если несли из Ершово, проходили Беляево, Оксеноский починок, Антоничи, Кропачи, Бакшаи, Ерши (от Антонычей до Ершей – лесом), Герасимо, Лом, Поповка, Симканята, Рождественск, Опытное Поле, Шошма, Иваново, Тарасово, Лагуново, Яранск. Налинский, Пижанчуга, Потняки, а оттуда уже начинается Яранский тракт», - сказал Константин Дмитриевич. 

         В каждой веси по пути следования делались остановки для служения панихид, а местные жители встречали процессию далеко за околицей и присоединялись к ней. В среду, 19 мая (1 июня), в день отдания праздника Пасхи Христовой, скорбное шествие прибыло в Анна-Пророчицкий монастырь (ныне Опытное Поле). При огромном стечении народа в Анна-Пророчицком храме (тогда еще действующем) низвергнутой властями обители совершили заупокойную литургию в сослужении многочисленного духовенства, потом – чин отпевания.

         После отпевания гроб с крестом, хоругвями и зажженными свечами обнесли вокруг храма и многотысячная процессия двинулась в Яранск. Похоронное шествие растянулось едва ли не на версту. Все это напоминало скорее перенесение мощей, нежели обычное погребение. Ударом большого колокола на колокольне Троицкого собора встретил город печальное шествие. Все городское духовенство с хоругвями и иконами вышло навстречу процессии. Гроб внесли в Троицкий собор, блиставший от зажженных свечей и паникадил, где отслужили панихиду. Там монашки попытались сфотографировать о. Матфея в гробу, но фотопленка оказалась засвеченной.

         Игумен Иоасаф рассказал, что в свое время старец говорил ему: «Когда я умру и меня понесут на место вечного упокоения, то в тех местах, где пройдет похоронная процессия, никогда не будет града». Он обещал молить о ниспослании людям такой благодати. Это пророчество исполняется по сей день. Иногда все посевы вокруг Яранска побьет градом, а там, где пронесли гроб о. Матфея, крестьяне ущерба не терпят. Вот такова сила святых его молитв!



Источник: http://Книга
Категория: Мои статьи | Добавил: yar1591 (12.02.2009) | Автор: Житие иеромонаха Матфея E W
Просмотров: 909 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [39]
- о Св.Пр. Матфее Яранском, чудотворце, о иконопись, о пребывании в Яранске в 1601 году В. Н. Роиманова, о дате основания Яранска в 1591 году, о крестных ходах, о монастырях Яранска.
Духовная жизнь Яранска [10]
Материалы о духовной жизни Яранска.
Материалы газеты "Отечество" [0]
Архив материалов 2007-2009 гг.

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0