История для меня всегда была интересна и любима в школе, в училище, в университете. В университете мне вообще повезло и на экзамене по историидостаётся билет с вопросом о «Смутном времени» в истории России. Разве я мог предполагать, что спустя несколько лет окажусь тем человеком, который фактически будет определять историю родного города и попытается поставить на место то, что было ранее смещено в прошлое.
Прежде чем отважится на подобное, мне необходимо было обсудить данную проблему с теми, кто непосредственно создавал сборник «Наш край». Затем, «побывав» в Интернете, пообщавшись с работниками Яранского краеведческого музея, и с жителями Яранска мне стало очевидно, что история моего родного города важна и интересна очень многим яраничам.Не только те с кем я обсуждал данную проблему, но и многие другие яраничи со мной согласились, в том, что данная проблема выходит за рамки простого обсуждения и требует срочного решения в стенах Яранской городской думы.
Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и "небесных" существ и предметов.
Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире.
Важнейшим фактором, объясняющим "правдоподобность" европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы.
Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры.
Говоря об иконах, нужно сказать и о "светоносной благодати Христа" Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме — учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью — божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет. Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он — "неизреченно сияющий".
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.
Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым.
Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Культ иконы (от греч. eikon — изображение, образ) зародился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохристианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к «оригиналу» (архетипу), то есть проникновение в мир сверхъестественный через предмет материального мира.
В конце XVI в. на восточных окраинах Московского государства и в Поволжье было построено много городов. Приблизительное время возникновения этих городов известно, но точная дата их построения во многих случаях устанавливается с трудом. Издаваемый отрывок летописи, несмотря на всю свою краткость, дает ряд интересных сведений, отмечая из года в год даты построения новых городов. Так, по указанию отрывка, в 1578 г. поставлен Козъмодемьянск, в 1583 г. — Кокшайск, в 1584 г. велено поставить Тобольск, в 1585 г. поставлен Шанчюгин, в 1586 г. - Самара, Уфа (город Уфинской), Тюмень, в 1588 г. — каменный город в Астрахани и Царицын на Волге, в 1590 г. — Саратов и Цивильск, в 1591 г; — Яранск, в 1595 г. — Уржум, в том же году начали строить каменный город в Казани.
В начале XIX века основатель вятского исторического краеведения А.И.Вештомов писал (без опоры на документальное свидетельство): "... И по сей то благоразумной расчетливости царя Ивана Васильевича получили в 1584 году начало свое города: Уржум при реке Вятке, Яранск при Пижме, Царев и Шанчурск при Кокшаге". Этот вывод первого вятского историка продублировали С. Васильев, Н.П. Бехтерев и Е.К. Огородников. По сведениям К.А. Неволина, Уржум и Царевосанчурск основаны в 1584 году, а Яранск фиксируется в источниках только с 1601 года.
В 1940 году М.Н.Тихомиров опубликовал летописный фрагмент, датирующий основание Яранска 1591 годом. Из показаний этой летописи исходил А.А.Зимин при датировке строительства Яранского города 1591 годом. Соображения М.Н.Тихомирова и А.А.Зимина были признаны исторической наукой.
История для меня всегда была интересна и любима в школе, в училище, в университете. В университете мне вообще повезло с преподавателем истории - это был Александр Яковлевич Гудов. На экзамене мне достаётся билет с вопросом о «Смутном времени» в истории России. Разве я мог предполагать, что спустя несколько лет окажусь тем человеком, который фактически будет определять историю родного города и попытается поставить на место то, что было ранее смещено в прошлое.
- о Св.Пр. Матфее Яранском, чудотворце, о иконопись, о пребывании в Яранске в 1601 году В. Н. Роиманова, о дате основания Яранска в 1591 году, о крестных ходах, о монастырях Яранска.